Тема нравственного воспитания
детей с ограниченными возможностями чрезвычайно актуальна.
Отмечается рост числа детей
детей-инвалидов во всех регионах Российской Федерации. Умственно отсталые дети
в связи со свойственной им неразвитостью
мышления, слабостью усвоения общих
понятий и закономерностей сравнительно поздно
начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и
нравственности. Их представления о
том, что хорошо и что плохо носят поверхностный характер. Они узнают
правила морали от учителей, от родителей, но не всегда могут действовать в
соответствии с этими нормами либо воспользоваться ими. Поэтому умственно
отсталые дети по неразумению либо по неустойчивости нравственных понятий из-за
внушаемости поддаются дурным влияниям и совершают неправильные действия.
Нравственное воспитание и
обучение умственно отсталых учащихся в благоприятных социальных условиях дает
возможность не только сформировать у них позитивное мировоззрение, но и сделать
его достаточно устойчивым. Учитель может добиться того, чтобы убеждения
учащихся, соответствовали по содержанию основным нормам морали.
Основной смысл классного руководства состоит в соединении обучения и воспитания в процесс, результатом которого является социальный опыт.
Классный руководитель должен
направить деятельность учеников таким образом, чтобы их действия были социально
одобряемы и социально признаваемы.
Вопрос духовно-нравственного
воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым
родителем, обществом и государством в целом.
Целью моей работы по
духовно-нравственному воспитанию является гармоничное духовное развитие
личности школьника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на
основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций России.
В реализации этой цели я ставлю
перед собой следующие задачи:
·
воспитание
духовности, гражданственности, патриотизма, трудолюбия через включение учащихся
в систему гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания;
·
воспитание
уважения к нравственным нормам (учить различать добро и зло, любить добро, быть
в состоянии творить добро);
·
создание
условий для восприятия целостной картины мира;
·
формирование
чувства любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций;
·
формирование
духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих и
христианских ценностей;
·
формирование
основ культуры общения и построения межличностных отношений;
·
организация
и развитие ученического коллектива на принципах духовности и нравственности;
·
организация
внеурочной интеллектуально-познавательной деятельности;
·
организация
начальной профориентации и изучение профессиональных интересов и склонностей;
·
создание
условий для формирования у обучающихся здорового образа жизни как залога
духовно-нравственного воспитания;
·
создание
необходимых условий для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;
·
ориентирование
семьи на духовно-нравственное воспитание детей.
·
укрепление
взаимодействия семьи и школы через систему совместных мероприятий,
индивидуальных встреч и родительских собраний, как условия
духовно-нравственного воспитания школьников.
В наше время перед любым учителем
и классным руководителем встаёт ряд проблем, касающиеся процесса воспитания.
Причина этому лежит в смене ценностей общества.
Процесс воспитания осуществляется
в различных формах при помощи разнообразных методов, приёмов и воспитательных
средств. Они различны в зависимости от возраста ребёнка. После начальной школы
дети приходят с культурой, сформированной в семье и первым учителем. Окунаясь в
общение во время обучения с более взрослыми учащимися, мировоззрение их
расширяется, и задача классного руководителя контролировать и направлять этот
опыт в русло духовно-нравственного воспитания и общечеловеческих ценностей.
Формы воспитания могут быть различны. Важно работать как со всем классом, так и
с отдельными учащимися. Каждый школьник находится под постоянным влиянием
различных учителей, сверстников, общественных организаций, а также семьи.
Поэтому важной функцией классного руководителя является обеспечение единых требований к
учащимся со стороны школы и семьи. Большую роль играет совместная
работа классного руководителя и родителей. Методы воспитания должны быть
выработаны совместно, тогда будет достигнута наибольшая эффективность.
Учитель осуществляет
духовно-нравственное воспитание главным образом в процессе обучения, используя
для этого содержание изучаемого материала и различные методические приёмы,
способствующие осмыслению и усвоению морально идей.
Классный руководитель проводит
эту работу в системе внеурочных мероприятий. Перед классным руководителем стоит
важнейшая задача по воспитанию у своих питомцев нравственных навыков и привычек,
формированию у них единства слова и поведения. В этом плане огромное значение
имеет вовлечение каждого школьника в практическую общественно-политическую,
трудовую и культурно-массовую деятельность. Весьма важной задачей классного
руководителя является подчинение всех сторон внеурочной воспитательной работы
моральному развитию школьников.
Основная
задача классного руководителя – создать условия для развития физических и
духовных сил учащихся, руководствуясь интересами детей и их возрастными
потребностями.
Классный руководитель должен знать проблемы физического и
психологического здоровья своих учеников и сделать все возможное, чтобы
родители и ученики без боязни могли рассказывать о своих проблемах.
В своей деятельности, как
классный руководитель я использую четыре направления
в работе с учащимися и их родителями.
Направления работы классного
руководителя:
Учебно-позновательная
Определение успеваемости по
четвертям, участие в предметных неделях, викторина серии классных часов и т.д.
Ценностно – ориентировочная
деятельность
Встречи, игры, серии классных
часов (современные принципы этикета), "Символы России”, "Если с другом вышел в
путь”, "Моя Россия”, праздники посвящённые Дню Защитника Отечества, Дню Победы
и т.д.
Трудовая и общественно-полезная деятельность
Воспитание
положительного отношения к труду. Развитие потребности в труде, расширении
знаний в области экономики.
Дежурство по школе, по классу,
организация и проведение генеральных уборок и субботников, «Праздник труда»,
серии классных часов «В мире профессий», выставки технического творчества,
посещение промышленных предприятий и т.д.
Художественно-эстетическая.
Развитие у
учащихся способностей, умений и навыков в художественной деятельности.
Приобщение к культурным ценностям и традициям. Формирование чувства
прекрасного, развитие эстетической потребности, эстетического вкуса,
эстетического отношения к действительности (класс-школа-дом).
Организация
и проведение праздников «День Знаний», «Осенний бал», «Новогодний карнавал»,
«Проводы зимы», посещение выставок и музеев, посещение драматического и
кукольного театров, филармонии, поездки по городам, святым местам и т.д.
Сотрудничество с библиотекой
способствует развитию навыков художественно-творческой деятельности, воспитанию
любви к родному краю, историческому наследию, культуре своего народа.
Спортивно-оздоровительная.
Формирование основ физической
культуры, воспитание потребности в здоровом образе жизни. Охрана жизни детей.
Профилактика табакокурения и наркомании.
День здоровья, «Школа здорового
образа жизни», «Веселые старты», «Олимпийские игры», устный журнал «Спортивный
калейдоскоп», тематические классные часы "О болезнях грязных рук”, "Секреты
здорового образа жизни”, " В здоровом теле – здоровый дух”, "Солнце, воздух и
вода – мои лучшие друзья!”, «О профилактике вредных привычек» и т.д.
Духовно-нравственная,
патриотическая.
Духовно-нравственное
развитие детей продолжается в коллективном творчестве, которое способствует
сплочению детей, учит уступать друг другу, воспитывает чувство ответственности,
взаимопомощи и взаимовыручки и что немаловажно приносит детям радость.
Газеты к
праздникам, участие в выставках поделок.
Экскурсии в
храмы, художественные галере, музеи, места боевой славы, посещение театров
также способствует формированию духовно-нравственных качеств школьника.
Обогащение духовной культуры через тематические праздники
«Рождество», «Масленица», «Пасха» помогают реализовывать цель – быть
милосердными к людям.
Формирование культуры семейных
отношений. Развитие этической культуры (поведение, сознательная дисциплина,
внешний вид). Ознакомление с национальными и конфессиальными традициями.
Деятельность
в области формирования правовой культуры.
Знакомство с законами РФ и
правовыми документами. Воспитание уважения к закону, к правам и интересам каждой
личности. Изучение обязанностей и прав учащихся и граждан РФ. Оформление
материалов стенда по организации государственного управления. Работа с
материалами выборов в ГД и на должность президента РФ. Формирование
толерантности.
Экологическая деятельность.
Формирование экологической
культуры. Воспитание уважения к природе и природным богатствам Родины. Обучение
экономичному использованию природных ресурсов.
Профориентационная
деятельность.
Формирование осознанного выбора
профиля дальнейшего обучения. Создание благоприятных условий для личностного и
профессионального самоопределения учащихся. Построение профессиональной и
личной перспективы.
Организацию целостного процесса духовно-нравственного воспитания
осуществляю через выполнение основных функций.
Функции:
·
Создание воспитывающей духовно-нравственной среды (развитие
коллектива класса, взаимодействие с педагогическим коллективом и внешкольными
общественными учреждениями и организациями, работа с родителями учащихся,
создание предметной среды);
·
Стимулирование здорового образа жизни как основы
духовно-нравственного воспитания;
·
Организация коллективной творческой деятельности воспитанников,
реализуемой в многообразных организационных формах воспитательной работы –
традиционных и творческих;
·
Корректировка индивидуального пути духовно-нравственного развития
каждого воспитанника, стимулирование его самопознания и самовоспитания,
дифференцирование и индивидуализация процесса воспитания.
ВЫВОД:
Работа по
духовно-нравственному развитию школьников должна быть системной.
Успех работы
с детьми во многом зависит от взаимоотношений
учителя с родителями. Одна из главных задач в работе с родителями - создать
условия для того, чтобы родители могли активно участвовать в школьной жизни
своих детей и были помощниками классному руководителю. Для родителей проводятся
собрания на нравственные темы с приглашением, социального педагога, психолога.
Родителям
дается возможность посещения внеклассных мероприятий, на которых они являются
не только зрителями, но и активными участниками. Это позволяет им понаблюдать
за ребенком, оценить его взаимоотношения со сверстниками, его поведение,
отношение к окружающему миру.
Воспитательная
работа – дело очень не простое, а формирование духовно-нравственных ценностей
кажется вообще чем-то невыполнимым. Конечно же, если классный руководитель
стремится достичь хоть каких-то результатов, он всю свою энергию, знания и душу
должен без остатка отдавать ученикам. Нельзя ожидать результатов сию минуту.
Воспитание –
процесс бесконечный. И всё-таки хочется верить, что систематическая работа по
духовно-нравственному воспитанию будет с успехом продолжаться и принесёт свои
плоды. Все старания не пройдут бесследно, а позволят изменить в лучшую сторону
и детей, и родителей. А чем больше будет людей, любящих добро, тем лучше и
добрее будет наше общество.
|