Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Приветствую Вас Гость | RSS

Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
О школе
Педагогические странички
Полезные странички
Ссылки на полезные сайты




































Главная » Файлы » Педагогические странички » Кислицына И.А.

Наглядность как средство формирования лексических навыков на уроках
01.03.2012, 08:07

НАГЛЯДНОСТЬ В ОБУЧЕНИИ - дидактический принцип, призванный способствовать тому, чтобы у обучающихся благодаря восприятию предметов и процессов окружающего мира формировались представления, правильно отображающие объективную действительность, и вместе с тем воспринимаемые явления анализировались и обогащались в связи с учебными задачами. В современной дидактике понятие "Н. в о." относится к различным видам восприятия (зрительным, слуховым, осязательным), но использоваться должно только в комплексе и сочетаться с объяснением педагога.

Повышение эффективности обучения языкам зависит от учебно-материальной базы школы, и от того, какими средствами обучения располагает учитель и как он их использует в учебном процессе.

В учебном процессе формирование и развитие навыков и умений осуществляется во взаимосвязи во всех видах речевой деятельности. Вместе с тем говорение занимает одно из ведущих мест на уроке. Говорение напрямую зависит от качества овладения его лексической и грамматической сторонами, а точнее, разнообразными действиями с языковым материалом, приводящими к формированию умений и навыков устной речи, начиная от простейших умений и навыков до выработки прочных автоматизмов и сложных умений.

Лексические единицы языка являются исходным и необходимым строительным материалом, с помощью которого осуществляется говорение, поэтому языковой материал составляет один из основных компонентов содержания обучения языкам.

Средства обучения – необходимое условие успешного изучения того или иного предмета. С их помощью осуществляется связь обучения и воспитания.

Из способов семантизации слова, необходимо раскрыть один из них: это использование наглядности. Язык относится к числу предметов, которыми учащийся овладевает в процессе активной речевой деятельности (говорение, слушание, чтение, письмо).

Вот почему наглядные средства обучения способны обеспечить мотивационно-побудительный уровень общения, создать обстановку, приближенную к реальным условиям, в которых обычно возникает потребность в общении людей друг с другом.

Предъявляемая лексика на уроках языка в основном на знакомых речевых образцах, как правило, в небольшом речевом контексте и закрепляется в серии упражнений, в вопросно-ответных и иных условно коммуникативных упражнениях, задача которых обеспечить как можно более быстрый «запуск» в речь, а наглядность обеспечивает ее мобильность. С помощью рисунков, фотографий, картин  можно создать ситуации, стимулирующие речевую деятельность учащихся, вызывающие потребность говорить.

Лексические темы изучаются с опорой на богатый иллюстративный ряд. С помощью наглядности предлагают различные упражнения для формирования лексических навыков учащихся, например: посмотри на картинку и ответь на вопросы, прочитай слова и скажи, каким картинкам они соответствуют, глядя на картинку, дополни предложения, посмотри на картинки и ответь правильно, составь предложения, используя рисунки, закончи начатое предложение.

Учащиеся запоминают  необходимую лексику, которую они на последующих уроках употребляют в своей речи, когда рассматривают, описывают сюжетные картинки. Интересны для учащихся подстановочные таблицы, на которых слева изображены отдельные предметы, а справа написаны слова. Выполняя данные упражнения, учащиеся определяют незнакомые слова, а форма их предъявления позволяет усвоить новые.

С помощью рисунков, фотографий, картин можно создать ситуации, стимулирующие и мотивирующие речевую деятельность учащихся, вызывающие потребность говорить.

Таким образом, наглядность является незаменимым средством обучения. Она является средством создания мотивационно-побудительного уровня общения, средством создания обстановки, приближенной к реальным условиям, а это необходимо для активной речевой деятельности и незаменимо при овладении языком. Учитель должен знать виды наглядности и характер изобразительного материала, чтобы в определенной речевой ситуации применить нужный наглядный материал.

По характеру изобразительного материала можно выделить:

v    ситуативные картинки

v    тематические картины

v    картинки изолированного действия

v    репродукции художественных картин.

Средства обучения, в первую очередь картинно-предметная и схематическая наглядность, увеличивают возможность для четкого управления процессом формирования навыков и умений.

На уроке также широко применяются учебно-наглядные пособия: таблицы, сюжетные картинки, иллюстрации к учебнику, карточки для организации индивидуальной работы.

Умелое включение в учебный процесс хорошей наглядности увлекает учащихся, снимает напряженность, поддерживает интерес к занятиям.

Роль наглядных пособий при формировании лексических навыков у учащихся

Наглядность это целенаправленный и специально организованный показ  учебного материала. С помощью предметных картинок и тематических картин осуществляется презентация лексического материала. Предметные картинки используются в качестве зрительной опоры для высказываний учащихся.

На протяжении всего периода обучения картинки часто используются для введения лексики, обозначающей конкретные предметы.

Тематические картины помогают в создании ситуаций, стимулирующих речевую деятельность учащихся, облегчают беседы по содержанию материала.

При работе с картинкой оправданы следующие виды заданий: повторение вслед за учителем фраз; ответы на вопросы учителя; постановка вопросов к тому, что изображено на картинке; составление небольших высказываний.

Наглядность стимулирует самостоятельное высказывание по картинкам.

 


 

1. Для эффективного решения коррекционно-развивающих задач при подготовке и проведении уроков по развитию речи в специальных классах VIII вида необходимо учитывать качественное своеобразие познавательной и речевой деятельности умственно отсталых учащихся (низкая познавательная активность, преобладание наглядно-образного мышления, трудности в выборе лексических средств и др.) при восприятии наглядного материала.

 

2. Использование наглядности в решении коррекционно-развивающих задач имеет различную направленность: как источник познания, служащий для получения информации об объекте изучения и как средство познания, обеспечивающее обмен информацией между участниками коммуникативного процесса и процесс получения информации в предметно-практической деятельности.

 

3. Применение наглядных средств в обучении на уроках развития речи должно определяться их направленностью, спецификой и способностью активизировать речевую деятельность учащихся.

 

4. Для активизации речевой деятельности умственно отсталых школьников на уроке развития речи необходимо предусматривать следующие этапы работы с наглядным материалом: актуализация представлений и эмоционально-ценностное отношение к изучаемому предмету или явлению; перерабатывание информации о предмете или явлении через перцептивные действия; планирование действий и преобразований с объектом.

 

Педагог должен учитывать то, что познание предмета или явления также за висит от особенностей самого индивида, его личностных качеств, эмоционально-волевой сферы и жизненного опыта, знаний, обученности и способностей, от его интересов, настроения на момент изучения предмета.

 

5. При использовании наглядного материала на уроках развития речи педагог должен руководствоваться следующими требованиями: наглядные средства должны вносить в урок новое в соответствии с его темой, целью, задачами и применительно к программе данного курса; соблюдать правила единства применения слова и наглядности как опорной точки для осознания связей между явлениями природы; использовать наглядный материал в целях воспитания всех сторон личности; ограничивать подачу информации о дан ном объекте; учитель должен проговаривать свои действия и создавать ситуации, побуждающие учащихся к речевому общению.

 

6. Представленная качественная характеристика особенностей развития четырех групп умственно отсталых младших школьников, полученных по результатам констатирующего эксперимента, позволяет осуществлять дифференцированный подход к организации и содержанию коррекционно- педагогической работы с защимися, расширить возможности реализации коррекционного потенциала наглядных средств об5Д1ения для повышения речевой активности детей.

 

7. Применение совокупности методов и приемов в работе с наглядными сред ствами на уроках развития устной речи способствуют повышению эффек тивности з^ебного процесса по преодолению недостатков речевого развития.


Категория: Кислицына И.А. | Добавил: ирина1
Просмотров: 1632 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

КОГОБУ ШИ ОВЗ г.Кирова, г.Киров © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - Ucoz © 2024