НАГЛЯДНОСТЬ В ОБУЧЕНИИ - дидактический принцип,
призванный способствовать тому, чтобы у обучающихся благодаря восприятию
предметов и процессов окружающего мира формировались представления, правильно
отображающие объективную действительность, и вместе с тем воспринимаемые
явления анализировались и обогащались в связи с учебными задачами. В
современной дидактике понятие "Н. в о." относится к различным видам
восприятия (зрительным, слуховым, осязательным), но использоваться должно
только в комплексе и сочетаться с объяснением педагога.
Повышение эффективности обучения языкам
зависит от учебно-материальной базы школы, и от того, какими средствами
обучения располагает учитель и как он их использует в учебном процессе.
В учебном процессе формирование и развитие навыков
и умений осуществляется во взаимосвязи во всех видах речевой деятельности.
Вместе с тем говорение занимает одно из ведущих мест на уроке. Говорение
напрямую зависит от качества овладения его лексической и грамматической
сторонами, а точнее, разнообразными действиями с языковым материалом,
приводящими к формированию умений и навыков устной речи, начиная от простейших
умений и навыков до выработки прочных автоматизмов и сложных умений.
Лексические единицы языка являются исходным и
необходимым строительным материалом, с помощью которого осуществляется
говорение, поэтому языковой материал составляет один из основных компонентов
содержания обучения языкам.
Средства обучения – необходимое условие
успешного изучения того или иного предмета. С их помощью осуществляется связь
обучения и воспитания.
Из способов семантизации слова, необходимо
раскрыть один из них: это использование наглядности. Язык относится к числу
предметов, которыми учащийся овладевает в процессе активной речевой
деятельности (говорение, слушание, чтение, письмо).
Вот почему наглядные средства обучения
способны обеспечить мотивационно-побудительный уровень общения, создать
обстановку, приближенную к реальным условиям, в которых обычно возникает
потребность в общении людей друг с другом.
Предъявляемая лексика на уроках языка в
основном на знакомых речевых образцах, как правило, в небольшом речевом
контексте и закрепляется в серии упражнений, в вопросно-ответных и иных условно
коммуникативных упражнениях, задача которых обеспечить как можно более быстрый
«запуск» в речь, а наглядность обеспечивает ее мобильность. С помощью рисунков,
фотографий, картин можно создать
ситуации, стимулирующие речевую деятельность учащихся, вызывающие потребность
говорить.
Лексические темы изучаются с опорой на богатый
иллюстративный ряд. С помощью наглядности предлагают различные упражнения для
формирования лексических навыков учащихся, например: посмотри на картинку и
ответь на вопросы, прочитай слова и скажи, каким картинкам они соответствуют,
глядя на картинку, дополни предложения, посмотри на картинки и ответь
правильно, составь предложения, используя рисунки, закончи начатое предложение.
Учащиеся запоминают необходимую лексику, которую они на
последующих уроках употребляют в своей речи, когда рассматривают, описывают
сюжетные картинки. Интересны для учащихся подстановочные таблицы, на которых
слева изображены отдельные предметы, а справа написаны слова. Выполняя данные
упражнения, учащиеся определяют незнакомые слова, а форма их предъявления
позволяет усвоить новые.
С помощью рисунков, фотографий, картин можно
создать ситуации, стимулирующие и мотивирующие речевую деятельность учащихся,
вызывающие потребность говорить.
Таким образом, наглядность является
незаменимым средством обучения. Она является средством создания
мотивационно-побудительного уровня общения, средством создания обстановки,
приближенной к реальным условиям, а это необходимо для активной речевой
деятельности и незаменимо при овладении языком. Учитель должен знать виды
наглядности и характер изобразительного материала, чтобы в определенной речевой
ситуации применить нужный наглядный материал.
По характеру изобразительного материала можно
выделить:
v
ситуативные картинки
v
тематические картины
v
картинки изолированного действия
v репродукции художественных картин.
Средства обучения, в первую очередь
картинно-предметная и схематическая наглядность, увеличивают возможность для
четкого управления процессом формирования навыков и умений.
На уроке также широко применяются учебно-наглядные
пособия: таблицы, сюжетные картинки, иллюстрации к учебнику, карточки для
организации индивидуальной работы.
Умелое включение в учебный процесс хорошей
наглядности увлекает учащихся, снимает напряженность, поддерживает интерес к
занятиям.
Роль наглядных пособий при формировании
лексических навыков у учащихся
Наглядность это целенаправленный и специально
организованный показ учебного материала.
С помощью предметных картинок и тематических картин осуществляется презентация
лексического материала. Предметные картинки используются в качестве зрительной
опоры для высказываний учащихся.
На протяжении всего периода обучения картинки
часто используются для введения лексики, обозначающей конкретные предметы.
Тематические картины помогают в создании
ситуаций, стимулирующих речевую деятельность учащихся, облегчают беседы по
содержанию материала.
При работе с картинкой оправданы следующие
виды заданий: повторение вслед за учителем фраз; ответы на вопросы учителя;
постановка вопросов к тому, что изображено на картинке; составление небольших
высказываний.
Наглядность стимулирует самостоятельное
высказывание по картинкам.
1.
Для эффективного решения коррекционно-развивающих задач при подготовке и
проведении уроков по развитию речи в специальных классах VIII вида необходимо
учитывать качественное своеобразие познавательной и речевой деятельности
умственно отсталых учащихся (низкая познавательная активность, преобладание наглядно-образного
мышления, трудности в выборе лексических средств и др.) при восприятии
наглядного материала.
2.
Использование наглядности в решении коррекционно-развивающих задач имеет
различную направленность: как источник познания, служащий для получения
информации об объекте изучения и как средство познания, обеспечивающее обмен
информацией между участниками коммуникативного процесса и процесс получения
информации в предметно-практической деятельности.
3.
Применение наглядных средств в обучении на уроках развития речи должно
определяться их направленностью, спецификой и способностью активизировать
речевую деятельность учащихся.
4.
Для активизации речевой деятельности умственно отсталых школьников на уроке
развития речи необходимо предусматривать следующие этапы работы с наглядным материалом:
актуализация представлений и эмоционально-ценностное отношение к изучаемому
предмету или явлению; перерабатывание информации о предмете или явлении через
перцептивные действия; планирование действий и преобразований с объектом.
Педагог
должен учитывать то, что познание предмета или явления также за висит от
особенностей самого индивида, его личностных качеств, эмоционально-волевой
сферы и жизненного опыта, знаний, обученности и способностей, от его интересов,
настроения на момент изучения предмета.
5.
При использовании наглядного материала на уроках развития речи педагог должен
руководствоваться следующими требованиями: наглядные средства должны вносить в
урок новое в соответствии с его темой, целью, задачами и применительно к
программе данного курса; соблюдать правила единства применения слова и
наглядности как опорной точки для осознания связей между явлениями природы;
использовать наглядный материал в целях воспитания всех сторон личности;
ограничивать подачу информации о дан ном объекте; учитель должен проговаривать
свои действия и создавать ситуации, побуждающие учащихся к речевому общению.
6.
Представленная качественная характеристика особенностей развития четырех групп
умственно отсталых младших школьников, полученных по результатам констатирующего
эксперимента, позволяет осуществлять дифференцированный подход к организации и
содержанию коррекционно- педагогической работы с защимися, расширить
возможности реализации коррекционного потенциала наглядных средств об5Д1ения
для повышения речевой активности детей.
7.
Применение совокупности методов и приемов в работе с наглядными сред ствами на
уроках развития устной речи способствуют повышению эффек тивности з^ебного
процесса по преодолению недостатков речевого развития.
|