Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Приветствую Вас Гость | RSS

Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
О школе
Педагогические странички
Полезные странички
Ссылки на полезные сайты




































Главная » Файлы » Педагогические странички » Кислицына И.А.

Роль экскурсии в обучении языку учащихся с ограниченными возможностями слуха и интеллекта.
01.03.2012, 08:10

Дети с ограниченными интеллектуальными возможностями характеризуются стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенно в сфере познавательных процессов.

Дети - олигофрены способны к развитию, но их развитие осуществляется замедленно, атипично, с отклонениями, однако оно представляет собой поступательный процесс.

Структура психики у/о ребенка сложна. Первичный дефект приводит к возникновению других вторичных и третичных отклонений

Большое значение имеет правильно организованное обучение и воспитание.

Специальное обучение предусматривает формирование у у/о детей ВПП (выс­ших психических процессов), особенно мышления.Это важное направление коррекционной работы. Дефектность мышления затрудняет познание окружающего мира.

Формирование мыслительной деятельности способствует продвижению у/о ребенка в общем развитии и тем самым создает основу для социально-трудовой адаптации.

Социальная адаптация предполагает общение с людьми, умение вступить в беседу. Чаще всего умственно отсталые  дети не являются инициаторами диалога. Не сформирована их монологическая устная и письменная речь.

У/о школьники запоминают то, что привлекает их внимание, кажется интересным. Они  не владеют умением организовать запоминание, не умеют пользоваться усвоенным материалом, воспроизводить знания, которые необходимы для решения задач.

Зрительное восприятие замедленно, сужено. Восприятие отличается недифференцированностью. Узость зрительного восприятия затрудняет знакомство с окружающим миром, а восприятие на слух отсутствует. Затруднены процессы анализа и синтеза при зрительном восприятии.

Психологи выделяют несколько этапов развития мышления в процессе эволюции. Дети, имеющие умственную отсталость, не могут овладеть логическим мышлением, ввиду органических поражений ЦНС и коры ГМ. Поэтому все их обучение может строиться только на наглядном уровне.

Одним из принципов обучения педагогика рассматривает принцип наглядности, который предполагает опору на чувственный познавательный опыт ребенка и организацию такого опыта в учебно-воспитательном процессе школы.

В обучении у/о глухих детей принцип наглядности приобретает особую значимость.

Объем внешних воздействий у данной категории детей сужен, взаимодействия со средой обеднено, общение крайне затруднено. Поэтому важной задачей обучения является обеспечение притока информации.

Наглядность облегчает познание явлений и предметов окружающего мира, обеспечивает связь между словом и образом, создает условия для развития наблюдательности, коррекции и развития восприятия и мышления. Сама по себе наглядность не гарантирует активного наблюдения. Наглядность способствует развитию воображения, запечатлению и сохранению в памяти материала, стимулирует позна­вательный процесс.

Особое значение приобретает соотношение слова и наглядности.

Из этого вытекает задача: обеспечить развитие зрительного восприятия в един­стве с формированием словесной речи и мышления.

К наглядным методам обучения относится наблюдение. Это активная форма чувственного познания окружающего мира, имеющая целью накопление фактов, образование первоначальных представлений о предметах и явлениях объективной действительности, важный источник умственного развития глухих детей.

Задача сурдопедагогики - использовать наблюдение как метод, обеспечивающий развитие чувственного восприятия, мышления и речи глухого ребенка. Экскурсия - непосредственное восприятие учащимися изучаемых объектов и явлений в естественной или искусственно созданной обстановке.

Экскурсия является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы, в ходе которой решаются как учебные, так и воспитательные задачи.

Экскурсии могут быть пропедевтическими, могут иллюстрировать материалы урока, могут помочь в закреплении изученной темы. Во время экскурсий расширяется словарь учащихся, вводятся новые слова и выражения. Экскурсия расширяет кругозор учащихся, помогает приобрести жизненный опыт. Во время экскурсий учащиеся приобретают навыки культуры поведения в общественных местах.

В работе с глухими у/о детьми наибольшее применение находят наглядные и практические методы.

Одним из путей повышения эффективности обучения школьников с нарушениями слуха является широкое использование наглядно-практической деятельности. Наблюдения обогащают личный жизненный опыт учащихся и позволяют использовать его в практической деятельности. На экскурсиях усваиваются не только природные явления и объекты, но и формируются представления о природе, как о едином целом, отражающими взаимосвязи окружающей среды и деятельности человека.

При этом следует помнить, что у неслышащих у/о детей процесс развития мышления и овладения языком разобщён во времени, в связи с этим обобщающая и абстрагирующая функция слова не всегда играет определяющую роль в способно­сти обобщать и систематизировать представления об окружающем.

Знания детей, полученные на экскурсии более конкретны и точны, так как восприятие окружающего мира происходит в естественной природной среде.

Экскурсия структурно состоит из трёх этапов: подготовительного, собственно экскурсии и заключительного.

I. Основное значение подготовительного этапа заключается в создании мотивации, постановке задачи. Здесь необходимо тщательно продумать тематику экскурсий, четко определить их цели. Экскурсия должна соответствовать учебной программе, возрастным и интеллектуальным возможностям учащихся (ЗАР - ЗБР).

На этом этапе важно вызвать у учащихся интерес к изучению нового. Основным методом является беседа, во время которой учитель подготавливает к восприятию материала экскурсии. В ходе беседы ставятся задачи и формулируются вопросы, ответы на которые должны получить на экскурсии.

Иногда учителю необходимо заранее познакомится с объектом экскурсии и определить на что следует обратить внимание учащихся. Особенно это касается производственных экскурсий. Учитель знакомит школьников с правилами техники безопасности, напоминает о поведении в общественном месте.

Учитель заранее намечает цель наблюдения, план осмотра объектов, решает, что он покажет, в какой последовательности, о чём расскажет, какие вопросы и задания предложит, намечает словарь, действия по обследованию предметов, их свойств.

II. Основной этап проведения экскурсий. Учащиеся получают знания об окружающем в процессе наблюдений за деятельностью людей и теми или иными объектами, в ходе бесед с взрослыми, при этом задавая вопросы и выражая своё отношение к наблюдаемому. Важно ознакомить детей с возможными изменениями предметов и развитием явлений. Практическая деятельность во время экскурсии повышает активность детей, способствует возникновению мотива познания.

В процессе экскурсии организуется общение учащихся с экскурсоводом.Общаясь с рабочими, строителями, ученики получают речевую практику: они делятся впечатлениями, выражают своё отношение к увиденному. Установка на такую беседу, данная перед экскурсией, будет стимулировать учащихся на актуализацию словарного запаса, на внятную, понятную слышащим речь.

После экскурсии проводится её обсуждение

Ученики вместе с учителем обобщают результаты своих наблюдений в связных рассказах-описаниях. На заключительном этапе происходит дальнейшее овладение материалом, учащиеся подводятся к выводам, обобщениям, выявляется их отношение к увиденному.

Экскурсионная работа при правильной организации позволяет повысить развивающий эффект обучения и воспитания.

Со своими учениками мы часто ходим и ездим на разные экскурсии. С ребятами младших классов мы ходим на ферму, на ипподром, в зональный центр кинологической службы, в музеи природы, в экологический центр. На этих экскурсиях ребята знакомятся с животным и растительным миром. Описания этих экскурсий дают возможность накапливать словарь и усваивать учебный материал уроков.

В старших классах мы ходим на  производственные экскурсии. На производственных экскурсиях учащиеся знакомятся с производством, рабочими специальностями, с некоторыми технологиями производства. Благодаря этим экскурсиям у ребят формируется словарь необходимый им для выбора профессии, для получения какой-либо профессии и их трудоустройства.

Систематическая целенаправленная работа способствует стабильному уровню обученности неслышащих учащихся с проблемами в интеллектуальном развитии.

Категория: Кислицына И.А. | Добавил: ирина1
Просмотров: 814 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

КОГОБУ ШИ ОВЗ г.Кирова, г.Киров © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - Ucoz © 2024