Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Приветствую Вас Гость | RSS

Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
О школе
Педагогические странички
Полезные странички
Ссылки на полезные сайты




































Главная » Файлы » Педагогические странички » Манохина Г.М.

Доклад на педсовете по теме: «Учимся работать по-новому».
09.01.2013, 11:34
С 1 сентября 2012 года в 1 классе введена программа ФГОС России (федеральный государственный общеобразовательный стандарт). Т.е. с 1 сентября мы работаем по – новому.
В школе с 1 сентября были разработаны мероприятия по оказанию методической помощи учителям школы в подготовке нормативно-правовых документов по введению ФГОС и написанию рабочих программ. В школе сформирован банк нормативно-правовых документов федерального, регионального, муниципального и школьного уровней. Организацию учебной деятельности обучающихся мы строим на основе системно - деятельностного подхода и делаем опору на современные образовательные технологии деятельностного типа:
- ИКТ-технологию( например, на уроках Инд. работы я использую звуковые программы);
- проблемно-диалогическую технологию (на уроках развития речи и чтения для детей ставятся вопросы целевой установки);
- игровую технологию;
- технологию организации проектной деятельности (на уроках ЗСО и ППОдети работают по плану и составляют план самосмоятельно);
- здоровьесберегающую технологию.
В основе новых ФГОС лежит формирование учебной деятельности. Учебная деятельность отличается от всех остальных видов деятельности одной очень важной особенностью. Дети под руководством учителя оперируют научными понятиями, усваивая их, при этом никаких изменений в саму систему научных понятий они не вносят. Результат учебной деятельности – изменение самого обучающегося, его развитие. Ребёнок овладевает обобщённым способом действий.
Особенность нового стандарта – его деятельностный характер.
Благодаря этому создаются условия для самостоятельного успешного освоения новых знаний. Стандарт ориентирует прежде всего на то, чтобы дети были любознательными, активно познающими мир, умели учиться – учить себя и организовывать собственную деятельность.
Ещё с июня месяца идет подготовка учителя к введению ФГОС в 1 классе. Мною была написана рабочая программа начального общего образования на основе стандартов начального образования ФГОС России «Школа России» и программы специального (коррекционного) образовательного учреждения 1 вида. Было много изучено литературы по УУД массовой школы.
Новый стандарт ориентирует образование на новое качество, которое соответствует современным запросам личности и общества. Его отличие заключается в том, что целью является не предметный результат, а личностный. Прежде всего важна личность самого ребенка и происходящее с ней в процессе обучения, а не багаж знаний, накопленный за время обучения в школе.
Изменился сам подход к обучению и воспитанию, в корне поменялись уроки. «Уже в 1-м классе на уроках мы учим детей самостоятельно ставить цель, составлять план достижения этой цели, осуществлять поиск решения, анализировать результаты своей деятельности и даже самостоятельно давать оценку своей деятельности. Оказывается, семилетний ребенок способен сформулировать и тему, и проблему, если грамотно подвести его к этому. И в этом функция нового учителя, который теперь не подает готовые знания, а направляет ребенка.
Успех обучения по новым стандартам напрямую будет зависеть от того насколько изменится сам учитель, примет ли он новые условия, поведет ли за собой детей,сумеет ли организовать учебную и внеурочную деятельность своих учеников таким образом, чтобы она вооружила каждого ученика эффективным инструментом познания-позволила учиться и переучиваться на протяжении всей жизни. Роль учителя начальной школы - в создании благоприятных условий для полноценного развития личности младшего школьника, а учебные предметы должны стать инструментом для успешного достижения цели. Сегодня в каждом ОУ необходимо создать технически оснащенные кабинеты. Например, классная комната первоклассников должна непременно содержать не только традиционное учебное, но и игровое пространство для двигательной активности. Учебное пространство должно быть насыщено дидактическим и цифровым оборудованием, позволяющим организовывать разные виды образовательной деятельности, работать с детьми фронтально, в парах, в малых и больших группах. ФГОС НОО нового поколения предъявляет нам учителям высокие требования и мы должны помочь ребенку осознать причины своих трудностей и найти способ самостоятельно их преодолеть.
Подготовка учителя к урокам.
Каждое задание на уроке приходиться тщательно продумывать, перефразировать, перерабатывать, создавать проблемные ситуации для того, чтобы ребёнок сам выступал в роли исследователя, сам искал ответы на возникающие вопросы. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД).
Прежде всего перед каждым уроком я продумываю этапы урока:
1. Определяю тему учебного материала.
2. Определяю дидактическую цель темы.
3. Определяю тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний; закрепления новых знаний; комплексного применения знаний, умений и навыков; обобщения и систематизации знаний; проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.
4. Продумываю структуру урока.
5. Продумываю дидактическую обеспеченность урока (наглядность, таблицы).
6. Отбираю содержание учебного материала.
7. Выбираю методы обучения.
8. Выбираю форму организации педагогической деятельности
9. Продумываю варианты оценки знаний, умений и навыков.
10. Продумываю домашнее задание (т.к. дети все разные, предлагаю несколько вариантов домашнего задания).

Давайте посмотрим на таблицу, сравним современный урок по ФГОС с традиционным:
Требования к уроку Традиционный урок Урок современного типа
Объявление темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)
Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания
(учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)
Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели
(учитель помогает, советует)
Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы),
учитель консультирует
Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля),
учитель консультирует
Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно,
учитель консультирует, советует, помогает
Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей),
учитель консультирует
Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия
Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей
Данная таблица позволяет сделать вывод: различается, прежде всего, деятельность учителя и учащихся на уроке. Для организации своих уроков я беру пока только элементы современного урока.

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего. Через формирование универсальных учебных действий: это личносные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.
На каждом уроке независимо от предмета должны присутствовать все 4 вида УУД.
Например, на уроке чтения. Тема урока: рассказ «Как звери готовятся к зиме».
Регулятивные УУД.
 Работать по плану – это работа с планом урока;
 Учить работать по предложенным вопросам – ответы на вопросы;
 Умение отличать верно выполненное задание от неверного: Игра «Верно –неверно»; прочитай к картинкам предложения; при и актуализации знаний по теме «Дикие животные» - игра «Кто это?»;

Познавательные УУД:
 Ориентироваться в учебнике – найди. Прочитай, чтение по цепочке, хоровое чтение, открой книгу.
 Составление предложений по картинке –
Осенью животные готовятся к зиме:
Белка…
Медведь…
Ёжик…

Коммуникативные УУД:
 Умение выражать свои мысли полно и точно – ответы на вопросы, орг. момент урока (вопросы), составление предложений, работа с деформированным текстом.
 Слушать и понимать речь других - речевая зарядка, игра «кто это?» работа за экраном, чтение с губ и слухозрительно.
 Постановка вопросов и ответов – вопросы итока урока, спросите меня…, поручения во время урока.
Личностные УУД:
 Мотивация учебно – познавательной деятельности – через игры «Что это?», Какой(ая)? Через картинки зайца и лисы в зимнее и летнее время года (окраска).
«верно или неверно» ( белка в дупле).

На уроках математики универсальным учебным действием может служить познавательное действие (объединяющее логическое и знаково-символическое действия), определяющее умения ученика выделять тип задачи и способ ее решения. С этой целью предлагаю ученикам ряд заданий, в котором необходимо найти схему, отображающее логическое между известными данными и искомым, составление задачи из рассыпного текста. Предметом ориентировки и целью решения математической задачи становиться здесь не конкретный результат, а установление логических отношений между данными и искомым. В этом случае ученики решают собственно логическую задачу, задачу на установление логической модели, устанавливающей соотношение данных и неизвесного. Здесь мы не разграничиваем УУД, т.к. все 4 группы связаны между собой и вытекают один из другого.
Используемые УУД:
 Составлять план решения задачи
 Сравнивать разными способами – выбирать удобный ( например, примеры с окошечками);
 Описывать свойства геометрических фигур, например, круг и овал( по форме, величине,количеству, цвету)
 Сравнивать предметы и группы предметов.
Например. Нарисуй два больших дома и один маленький. Сколько больших? Сколько маленьких? Каких больше? Каких меньше? Запиши: 2…1,1…2
Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия. Поставь знаки < > =
Напиши словами: 5…….6
Проанализируем деятельность учащихся на каждом этапе урока и выделим те универсальные учебные действия (УУД), которые при правильной организации деятельности учащихся формируются:
Требования
к уроку Урок
современного типа Универсальные
учебные действия
Объявление темы урока Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы) Познавательные общеучебные, коммуникативные
Сообщение целей и задач Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания
(учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач) Регулятивные целеполагания, коммуникативные
Планирование Планирование учащимися способов достижения намеченной цели
(учитель помогает, советует) Регулятивные планирования
Практическая деятельность учащихся Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)
(учитель консультирует) Познавательные, регулятивные, коммуникативные
Осуществление контроля Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)
(учитель консультирует) Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные
Осуществление коррекции Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно
(учитель консультирует, советует, помогает) Коммуникативные, регулятивные коррекции
Оценивание учащихся Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)
(учитель консультирует) Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные
Итог урока Проводится рефлексия Регулятивные саморегуляции, коммуникативные
Домашнее задание Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей Познавательные, регулятивные, коммуникативные

На уроках мы используем новые учебники и тетради. Это учебники….
Также я тесно сотрудничаем с воспитателем и родителями класса. В этой четверти было проведено родительское собрание на тему «Учимся по – новому». Родителям было дано домашнее задание : для сравнения вороны и воробья на уроке, найти и прочитать описание этих птиц и зарисовать, ответить на вопросы: какой (ая)? Это было дано задание на каникулы и в первый учебный день я посмотрю результаты совместной работы родителей и детей и с ребятами мы совместно поставим оценку работам.
В 1 классе воспитателем работает Линг О. А. О. А. часто использует на занятиях разные познавательные виды упражнений на развитие ВПФ: дорисуй, назови, «Что не подходит?», «Что лишнее?», « Угадай на вкус, по форме», «Что в мешочке?» и др.
По расписанию уроков. Что нового, с этого года ввели 3 часа ритмики в сетку.

Таким образом, о наших результатах говорить пока рано, но детям очень нравятся уроки, игры на уроках, новые виды заданий. Дети занимаются с интересом. Но, я думаю, что самое сложное для детей – это формирование познавательных УУД, т.к. новые стандарты предполагают деятельный характер обучения, ставящий главной целью развитие личности учащегося (ребенок самостоятельно должен овладеть знаниями), а нашим неслышащим младшим школьникам очень сложно найти самостоятельно информацию. И чтобы помочь детям в овладении новой поограммы нужны современные технические средства, такие как: проектор, интерактивная доска, мультимидийная система и ноутбук со звуком.
Категория: Манохина Г.М. | Добавил: Гульнара
Просмотров: 1972 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

КОГОБУ ШИ ОВЗ г.Кирова, г.Киров © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - Ucoz © 2024