Конспект занятия
по развитию слухового восприятия и обучению произношению
Группа: младшая (возраст детей 3-4 года)
Учитель-дефектолог: Заводчикова Жанна Сергеевна, высшая категория.
Тема занятия: Автоматизация звука «М».
Различение неречевых и речевых звучаний.
Цели занятия:
- Формировать у детей потребность в устном общении.
- Развивать слуховое восприятие детей с нарушенным слухом.
- Расширять представления детей о звучащих предметах, звукоподражаниях, игрушках, животных.
- Эмоциональное развитие детей с нарушением слуха.
Коррекционные задачи:
Развитие слухового восприятия
- Учить различать громкое и тихое звучание колокольчиков на слух и слухо-зрительно.
- Тренировать слуховую память детей при восприятии и воспроизведении гласных звуков.
- Учить различать слова и короткие фразы на слух и слухо-зрительно.
Обучение произношению
- Поощрять речевую активность детей.
- Развивать артикуляционный аппарат, формировать плавный выдох.
- Учить детей подражать движениям фонетической ритмики при произнесении гласных звуков и автоматизации звука «м».
- Учить произносить речевой материал в сопряженной, отраженной и самостоятельной речи.
Задачи комплексного развития детей
- Развитие мелкой и общей моторики.
- Формировать навык глобального чтения табличек.
- Учить подражать движениям животных.
Задачи развития эмоционально-волевой сферы
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умения проявлять свои чувства.
- Развивать навыки взаимодействия детей друг с другом.
Оборудование: таблички с речевым материалом, наборное полотно,
игрушки, картинки с изображением животных, разноцветные ленточки на подставке, колокольчики (большой и маленький),
экраны (большой и маленький).
Структура занятия:
- Организационное начало занятия (приветствие, слуховая перекличка).
- Дыхательные и голосовые упражнения с элементами фонетической ритмики.
- Автоматизация звука «М» в слогах, словах, фразах.
- Игра «Как звучало?»
- Игра «Делай как мишка, зайка, белка, лиса».
- Организационное окончание занятия.
Ход занятия
Этапы занятия
|
Содержание занятия; виды работы
|
Действия и речь учителя-дефектолога
|
Действия и ответы детей
|
1.Организационное начало занятия
|
Приветствие.
Слуховая перекличка.
|
Поздоровайтесь.
Слушайте, кого я позову.
Педагог за экраном называет имена детей.
Алена, Ян, Даша, Егор.
Позовите меня.
Я-тетя Жанна.
|
Привет.
Дети слушают свои имена.
Я- Алена, Ян, Даша, Егор.
Тетя Жанна.
|
2. Дыхательные и голосовые упражнения
|
Поддувание цветных ленточек.
Произнесение гласных звуков при помощи элементов фонетической ритмики.
Различение на слух гласных звуков в разной последовательности.
|
Будем дуть. Дуйте так.
Педагог показывает правильное действие (вдох и плавный выдох).
Будем говорить.
А___О___У___Э___И___
Слушайте и повторите.
О-У-А; А-И-У; И-А-О
|
Дети дуют на ленточки
Дети произносят звуки вместе с педагогом.
Дети слушают и повторяют звуки.
|
3. Автоматизация звука «М» в слогах, словах, фразах
|
Автоматизация звука «М» в прямых слогах, словах, коротких фразах с помощью фонетической ритмики.
Самостоятельное называние игрушек со звуком «М».
Выполнение поручений с глаголом «дай» на слух.
|
Говорите хорошо звук «М».
М_______
МА МО МИ
АМ ОМ
МА – МА МАМА
Где мама?
Мама дома.
ОМ -ОМ ДОМ
Где дом?
Дом там.
Молодцы. Сядьте.
Педагог контролирует и исправляет речь детей.
Педагог показывает красивый мешочек- привлекает внимание детей.
Что там?
Педагог расставляет игрушки в разных местах группы.
Слушайте.
Дай машину.
Дай мяч.
Дай самолет.
Дай мишку.
|
Дети произносят речевой материал сопряженно с педагогом и индивидуально с элементами фонетической ритмики.
Дети достают игрушки из мешочка и называют их самостоятельно.
Мяч
Мишка
Машина
Самолет
Дети различают поручения на слух.
На машину.
На мяч.
На самолет.
На мишку.
|
4.Игра «Как звучало?»
|
Различение на слух и слухо-зрительной основе громкого и тихого звучания колокольчиков.
Закрепление понятий : большой – маленький; громко – тихо.
|
Педагог достает из коробочки колокольчики.
Что это?
Какой?
Слушайте.
Педагог звенит то маленьким колокольчиком, то большим.
Как звучало?
Педагог оценивает действия
детей.
Верно,неверно.
|
Колокольчик.
Большой. Маленький.
Дети читают слова по табличкам.
Дети слушают.
У детей таблички со словами громко, тихо.
Они показывают табличку и говорят: громко, тихо.
|
5.Игра «Делай как мишка, зайка, белка, лиса»
|
Выполнение действий, соответствующих игрушкам-животным.
Формирование навыка глобального чтения табличек.
Различение на слух названий животных и их действий.
|
Педагог показывает картинки с изображением игрушек-животных.
Кто это?
Будем играть.
Педагог называет действия животных .
Зайка скок-скок-скок,
Мишка топ-топ-топ,
Белка прыг-прыг-прыг,
А лиса хлоп-хлоп-хлоп.
|
Дети подбирают таблички и называют их.
Мишка
Зайка
Белка
Лиса
Дети слушают, выполняют действия и проговаривают речевой материал на уровне своих произносительных навыков.
|
6. Организационное окончание занятия
|
Педагог поощряет детей; прощается с ними.
|
Вы занимались хорошо.
У меня есть подарок.
Что там?
Педагог дает детям мыльные пузыри.
|
Дети благодарят за подарок, прощаются.
Спасибо. Пока.
|
|