Дидактические игры в детском саду (старшая группа)
Учитель-дефектолог д/о Калинина С.А.
Игра «Узнай предмет по звуку»
Дидактические задачи. Рассказать детям о роли слуха в жизни человека, о том, как человек охраняет слух и помогает тем, кто плохо слышит. Развивать слуховые восприятия, ввести в словарь детей новое слово «слух». Учить детей соотносить звук с предметом или частью его, узнавать по звуку о состоянии предмета.
Игровые действия. Прислушиваться к звукам, издаваемым разными предметами, и отгадывать их по звукам. Отмечать кружочком правильные ответы.
Правила игры. Сохранять тишину, чтобы хорошо услышать звук. Поднятием руки выражать желание сказать. Тот, кто правильно узнал, получает какой-либо значок: кружок, звездочку, цветной билетик и др.
Оборудование игры. Ширма, которая находится в некотором отдалении от детей. За ширмой - предметы, издающие звуки: барабан, колокольчик, свисток, детская погремушка, книга, молоток, какой-либо музыкальный инструмент (гармошка, музыкальная шкатулка и др.). Поднос со значками: кружочки, звездочки — для тех, кто правильно узнал предмет по звуку.
Примечание. Звуки дома: тиканье часов, звонок телефона, шипение пылесоса, звон посуды, звонок в дверь и др.
Звуки города: шум машин, звук поезда, сигнальные звуки.
Звуки в природе: крики птиц, голоса животных, плеск ручья, волн, шуршание падающих листьев, раскаты грома.
Игра «Выставка вещей»
Дидактические задачи. Закрепить представление о том, что разные вещи имеют разное назначение. Разделить вещи по их назначению. Воспитывать бережное отношение к вещам.
Игровая задача. Устроить выставку вещей.
Игровые действия. Отобрать из общего количества разных вещей предметы определенного назначения. Организовать выставку с несколькими отделами.
Правила игры. Разделиться на группы по 2 человека. Каждой группе отбирать вещи только для своего отдела. Устраивать отдел самостоятельно, советуясь друг с другом, помогая при необходимости.
Оборудование. Игрушки или картинки, изображающие предметы обихода: мебель, посуду, одежду, обувь. Предметов каждого вида должно быть не менее 5-7. Все предметы (вещи) раскладываются на двух-трех сдвинутых столиках, но так, чтобы дети могли к ним подойти. Для организации выставки хорошо иметь стенды с полочками, этажерки, полотна с прорезями для картинок.
Игра «Путешествие в парк в поисках снежных фигурок, птиц, зверьков»
Дидактические задачи. Углубить знания детей о зиме, эстетическое восприятие красоты зимнего леса: сверкающий снег, снег на верхушках и ветвях деревьев. Научить детей наблюдать, всматриваться в снежные сугробы и находить в них сходство с разными фигурками, зверюшками. Упражнять детей в проявлении организованности, заботы друг о друге, взаимопомощи. Понаблюдать повадки птиц (воробья, синички, снегиря). Вызвать у детей желание угостить воробьев крошками хлеба, синичек — семечками, белку — морковкой, орешками и др.
Игровые действия определяются содержанием путешествия.
Оборудование путешествия. Блокнот (тетрадь) для записей и необходимых зарисовок, пакетики с кормом для птиц, лопаточки.
Правила игры. Путешественники должны слушать указания старшего путешественника — педагога. Помогать друг другу. Не разбегаться далеко. Интересные наблюдения записывать в журнал путешествия (блокнот). Не шуметь во время наблюдений, не пугать птиц, зверюшек.
Организация детей. Педагог привлекает детей к обсуждению вопросов: какое время выбрать для путешествия; что нужно приготовить и взять с собой.
|