Социально-педагогическая реабилитация
детей дошкольного возраста
после кохлеарной имплантации
(Калинина Светлана Александровна
учитель-дефектолог д/о,
I категория)
Обучать детей с нарушением слуха – это очень кропотливый, тяжёлый, требующий упорства и настойчивости труд, результаты которого приходят совсем не так скоро, как того хотелось бы.
Конечная цель всех усилий сводится к главному – научить ребенка слушать, произносить слова и понимать значение этих слов.
Для облегчения этой задачи были созданы индивидуальные слуховые аппараты. Но они, к сожалению, не в силах в полной мере компенсировать утраченный слух и имеют ряд недостатков.
В настоящее время активно развивается эффективный метод реабилитации неслышащих детей – кохлеарная имплантация. Это вживление электродов в улитку внутреннего уха с целью восстановления слуховых ощущений путем электрической стимуляции слухового нерва. Кохлеарный имплант (КИ) – это медицинский прибор, замещающий функцию восприятия звуковых колебаний отсутствующих или повреждённых волосковых клеток улитки посредством прямой электростимуляции слухового нерва.
Данное оперативное вмешательство принципиально изменяет состояние слуха, которое максимально приближается к нормальному.
Кохлеарная имплантация – безопасная, надёжная и эффективная процедура при тяжёлой и глубокой тугоухости у взрослых и глубокой потери слуха у детей. Она создает условие для нормализации развития неслышащих детей, возможности их дальнейшей интеграции в массовые дошкольные и школьные учреждения.
В настоящее время кохлеарная имплантация является наиболее перспективным направлением реабилитации глухих детей и взрослых. Она позволяет полноценно интегрировать глухого человека в среду слышащих.
Эффективность кохлеарной имплантации во многом определяется организацией адекватной послеоперационной медико-психолого-педагогической реабилитации. При отсутствии адекватной слухоречевой реабилитации ребенок не способен овладеть речью, несмотря на то, что с помощью КИ он будет слышать даже тихие звуки.
У детей с выраженной глухотой слухоречевая реабилитация занимает значительно больше времени. После подключения речевого процессора у неслышащего ребенка появляется возможность адаптироваться к новому и практически незнакомому (если ребенок с врожденной глухотой) или изменившемуся миру звуков (если ребенок оглохший). С этого времени начинается принципиально важный этап реабилитации, который мы называем первоначальным, основная цель которого состоит в реконструкции сенсорной основы коммуникации и взаимодействия со слышащим окружением на основе принципиально изменившихся слуховых возможностей.
Послеоперационная слухоречевая реабилитация – самый длительный и трудоёмкий этап, для которого важно наличие речевой среды. Имплантированный ребенок, который раньше ничего не слышал, находится в ситуации, подобной с новорождённым. Он должен определить структуру слуховых событий в море звуков и речи, которые способен воспринимать после имплантации. Этого ребенка необходимо научить слушать и говорить.
Успешная послеоперационная реабилитация детей с КИ требует взаимодействия сурдопедагога, логопеда, аудиолога, сурдолога и
психоневролога.
В дошкольном отделении, работающем на базе Кировской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната I вида, обучаются малыши с разной потерей степени слуха, в том числе и имплантированные дети. Ведется целенаправленная систематическая работа по социально-педагогической реабилитации неслышащих детей, протезированных слуховыми аппаратами, и детей после кохлеарной имплантации. В создании реабилитационного пространства мы исходим прежде всего из принципов инклюзии, когда для каждого ребенка разрабатываются условия, соответствующие его потребностям и возможностям с учетом зоны ближайшего развития.
Все специалисты и воспитатели работают в тесной взаимосвязи. Работа строится по командному принципу, что предполагает совместное построение целей и задач деятельности в отношении каждого ребенка, совместное обсуждение особенностей ребенка, его возможностей, процесса его движения в развитии и освоении социально-педагогического пространства.
Учитель-дефектолог на своем занятии, прежде всего, сконцентрирован на развитии у ребенка слухового восприятия, восприятия речи и её понимания. Кроме этого большое внимание уделяется развитию произносительных навыков.
Но необходимо подчеркнуть важные особенности в работе с детьми с КИ. Во-первых, на начальном этапе использования КИ у неговорящего ребёнка вызывание звуков речи следует рассматривать, прежде всего, как процесс активизации его голосовой и артикуляторной деятельности. В этот момент нужно не столько добиться от него качественного произнесения конкретных звуков речи, сколько подтолкнуть его к появлению интонационно-модулированного лепета – фазе естественного предречевого развития, которую он пропустил из-за глухоты. Если сделать акцент на тщательном произнесении отдельных звуков до формирования у ребенка навыка имитации интонационно-ритмической структуры слова или короткой фразы, то у ребенка сформируются трудно устранимые нарушения плавности речи, неестественности звучания голоса.
Во-вторых, работая с имплантированным ребёнком, учитель-дефектолог должен осознавать, что ребенок с КИ имеет не только проблемы в развитии произносительных навыков, но и общее недоразвитие речи. Это предполагает необходимость многолетней целенаправленной работы по формированию языковой компетенции ребёнка – накоплению пассивного и активного словаря, формированию грамматических представлений, развития связной речи. Даже у детей, овладевающих в процессе использования КИ и занятий фразовой речью, характерны проблемы построения развернутого высказывания; отсутствие языкового чутья, развить которое значительно сложнее, чем научить ребёнка использовать в своей речи готовые образцы высказываний; инертность в выборе языковых средств, обусловленную недостаточной сформированностью лексической и грамматической стороны речи. У детей с КИ для развития грамматической системы языка важно использовать раннее овладение навыком аналитического чтения с обязательным разбором понимания прочитанного, а позднее пересказа.
Для успешного прохождения ребенком первоначального периода необходима индивидуальная систематическая целенаправленная ежедневная работа семьи под руководством сурдопедагога. Особое внимание должно уделяться формированию естественного слухового поведения имплантированного ребенка.
В первоначальный период важно научить ребенка: естественным образом реагировать на любой звук окружающего мира, научить находить источник звучания и соотносить с ним звук, самостоятельно действуя с предметами, обследовать их на предмет звучания и экспериментировать со звучаниями так, как это делает слышащий ребенок.
Опыт нашей работы подтверждает положения западных и отечественных сурдопсихологов о том, что ребенок с нарушенным слухом, получивший современные высокотехнологичные способы протезирования, способен овладеть языком и успешно включиться в социум.
Пособия, необходимые для развития слухоречевого восприятия, устной речи и языкового развития у детей
1. Пособия для развития слухового восприятия неречевых сигналов у детей разного возраста: дудки, барабаны, погремушки, трещотки, игрушки-пищалки, коробочки с крупой, игрушечный телефон, ксилофон, музыкальная шкатулка, металлические коробки с пуговицами.
2. Пособия для развития слухоречевого восприятия, устной речи, языковой способности у детей младшего возраста: пирамидки разной формы и цвета; мячи разного размера; игрушечные ведра; пластмассовые формы-вкладыши; пособие «Почтовый ящик»; доски Сегена; кубики (наборы из 4-12 кубиков); наборы разрезных картинок из 2-х – 12-ти частей с разной конфигурацией разреза. Наборы парных картинок и игрушек разного размера; наборы игрушек и картинок с изображением диких и домашних животных, птиц, посуды, овощей, фруктов, мебели, игрушек, одежды, средств транспорта; куклы разного размера с набором одежды; картинки с изображением людей разного пола и возраста; наборы лото «Для самых маленьких»; геометрические формы из бумаги (треугольник, круг, квадрат, овал, прямоугольник) разного размера и цвета; наборы картинок для развития глагольной лексики; наборы сюжетных картинок и картинок «Четвертый лишний».
3. Речевой материал для развития импрессивной и экспрессивной речи у дошкольников, детей младшего и среднего школьного возраста с нарушениями слуха.
4. Разрезная азбука, карточки с написанными словами для развития глобального чтения, речевой материал для развития навыков чтения.
5. Компьютерные программы для развития восприятия звуков окружающей среды.
Предметы домашнего обихода, которые могут быть использованы в обучении ребенка раннего возраста
1. Банки, крышки и все годное для закрывания/открывания – упражнения по развитию представлений о форме и размеров предметов, слухового восприятия и речи – раскладывание по порядку, подбирание пары, игра «Чего не хватает?», размеры (большое, маленькое), расположение, звуки.
2. Разных размеров ложки и чашки.
3. Консервированные банки без крышек.
4. Консервные банки разных размеров.
5. Алюминиевые формочки (сортирование, подбирание пары).
6. Пластиковые бутылки (звуки – треск, дребезжание; размеры), и чашки.толеенном столе).ниеласти
7. Посуда и простые по форме игрушки (зарисовка, сортирование).
8. Пустые картонные коробки из-под молока (сортирование, складывание вместе (коробки со срезанным верхом можно использовать в качестве строительных блоков).
9. Зеркало (отражение, представление о себе, «Прятки»).
10. Коробки из-под печенья, соков, молочных продуктов (расстановка, сортирование, подбирание пары, игра в почтовый ящик, угадывание).
11. Крышки от банок (кувшинов) (разные размеры).
12. Формы для выпечки, ячейки из-под яиц, маленькие пластиковые контейнеры (для сортировки материалов).
13. Крупа всех видов (сортирование после 2,5 лет или тогда, когда ребенок перестает брать все предметы в рот).
14. Варежки, перчатки, носки, обувь.
15. Пуговицы (размер, цвет, вид, сравнение материалов).
16. Журнальные картинки и открытки из разных областей обучения (классификация, идентификация, названия животных, фруктов, мебели).
17. Посуда (сортирование и сравнение, зарисовка), деревянные и металлические ложки (различение звучаний звонкий-глухой).
18. Любые предметы (порядковый счет).
19. Использование различной одежды (самостоятельные умения и навыки, подбирание одежды к различным частям тела, подбор по цвету
20. Банки из-под лимонада и пива с различными материалами внутри (пуговицы, крупа, гвозди и др.) (различение звуков, угадывание предметов).
21. Формочки для печенья и очертания предметов (мелкая моторика, угадывание предметов).
22. Пища (форма, размеры, цвета, вкусовые характеристики, материалы).
23. Мебель, кухонное оборудование, пища, коробки, контейнеры (расположение в пространстве, цвета, материалы).
24. Журнальные картинки с ситуациями для беседы о мнениях и ощущениях (сколько, где это происходит, что случилось и т.д.).
25. Прищепки для белья, скрепки, ножницы, ножи, пластиковые вилка и ложка, ручка – карандаш, часы наручные – настенные, стакан – чашка, варежка – перчатка, линейка – ленточный сантиметр (сходства и различия в использовании).
26. Одежда и посуда (различение длинного и короткого, длинные рукава, высокий каблук, низкий каблук, шнурки, брюки, шорты).
27. Разрезные картинки, сделанные из страниц журналов (приклеить на картон с помощью любых материалов – клей, пластик, липкая бумага). Картинка разрезается на части. На другом картоне может быть сделан контур для более легкого подбора пары.
28. Множество вещей, используемых в доме, имеющих сходство по определенным признакам и противопоставляемых по отдельным признакам.
29. Одежда для развития мелкой моторики (пуговицы, молнии, шнурки).
30. Изображения мебели и предметов (распределение по два в доме, геометрические фигуры на рисунке и форма определенной вещи (сопоставление), телефонный диск, шарообразная ручка двери, часы; квадратный стол, окна; холодильник, прямоугольная дверь).
31. Катушки, нитки (завязывание, сортировка, складывание).
32. Лоскутки материала (структура ткани, разрезание).
Значительная часть детей с КИ при условии систематической и правильно организованной методической работы и отсутствии грубой патологии нервной системы может быть подготовлена к обучению в массовых детских садах и школах, но при обязательной поддержке в этих учреждениях логопеда и сурдопедагога.
Список использованной литературы:
1. Королева И.В. Слухоречевая реабилитация глухих детей с кохлеарными имплантами – Санкт-Петербург «Издательство «ЛЕМА»», 2006.
|