Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Приветствую Вас Гость | RSS

Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
О школе
Педагогические странички
Полезные странички
Ссылки на полезные сайты




































Главная » Файлы » Педагогические странички » Калинина С.А.

Методическое обеспечение дошкольного отделения
25.05.2014, 17:54

Методическое обеспечение дошкольного отделения.

Программы

Перечень комплексных программ

 
  1. Основная  общеобразовательная  программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, М., М озаика-Синтез, 2012).

Типовые программы:

  1.  «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста» / Носкова Л.П., Головчиц Л.А., Шматко Н.Д., Пелымская Т.В., Есимханова Р.Т., Катаева А.А., Короткова Г.В., Трофимова Г.В. - М., «Просвещение», 1991;
  2. «Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития» /Под ред. Головчиц Л.А.– М., 2003.
 
«Физическая культура»

Цель: формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:

– развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

– накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

– формирование у воспитанников  потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Перечень программ  и технологий

В.Г.Фролов «Физкультурные занятия на воздухе», «Просвещение»,  2001.

Н.Н.Килько «80 игр для детского сада», «Просвещение»,  2005.

Л.Н.Волошина «Игры с элементами спорта для детей 3-4 лет», Гном 2005.

Г.В.Трофимов «Развитие движений у детей с нарушенным слухом в специальном детском саду»,  «Просвещение», 2005.

А. В. Кенеман, Д. В. Хухлаева « Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста»,  М., « Просвещение», 1972.

В.Л. Страковская « 300 подвижных игр для оздоровления детей»,  М., Новая школа, 1994.

В, Г. Фролов, Г. П. Юрко « Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста», М., « Просвещение», 1986.

Г. П. Лескова, П. П. Буцинская, В. И. Васюкова «Общеразвивающие упражнения в детском саду», М., « Просвещение», 1981.

Е. А. Тимофеева «Подвижные игры с детьми дошкольного возраста»,  М., «Просвещение», 1986.

Л. И. Пензулаева «Физкультурные занятия с детьми 4-5 лет», М., «Просвещение», 1986.

Г. В. Трофимова «Развитие движений у дошкольников с нарушением слуха», М., «Просвещение», 1979.


 

«Здоровье»

Цель: охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья через решение следующих задач:

– сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

– воспитание культурно-гигиенических навыков;

– формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Вариативные программы,

технологии и пособия

 В.Н.Зимонина, Программно-методическое пособие «Расту здоровым», М., Владос; 2002.

Л.Е. Курнешова «Модели здоровьесберегающих технологий, используемых в работе с детьми дошкольного возраста»,  Школьная книга,  2007.

Е.Н.Вавилова «Укрепляйте здоровье детей», Просвещение,  2002.

К.С.Бабина «Комплекс утренней гимнастики в детском саду», Просвещение, 2004.


 

"Безопасность"

Цель: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:

– формирование представлений об опасных  для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

– приобщение к  правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

– передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

– формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

         При реализации этих  задач обязательно соблюдается принцип возрастной адресности.

Перечень

программ

и технологий, пособий

 Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. «Издательство АСТ-ЛТД», 2000.

Т.А.Шорыгина «Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет»,  2009.

 С.Н.Черепанова «Правила дорожного движения», 2007.

О.В.Череманщева «Основы безопасности движения»,  Сфера 2007.

Л.В.Баряева «Азбука дорожного движения»,  Сфера 2007.

С.Е. Шукшина «Я и моё тело», М., Школьная Пресса, 2004.


 

«Труд»

Цель: формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:

– развитие трудовой деятельности;

– воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

– формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
 

Перечень программ и технологий

Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет / Т.С.Комарова, Л.В.Куцакова, Л.Ю.Павлова. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Р.С.Буре «Дошкольник и труд»,  Детство-Пресс, 2004.

Л.В.Куцакова «Нравственно- трудовое воспитание детей в детском саду», Синтез 2007.

Воспитание дошкольника в труде / Под  ред. В.Г. Нечаевой. – М.: Просвещение,  1974.

Л.В. Куцакова «Конструирование и ручной труд в детском саду» (Пособие для воспитателей),  М., Просвещение, 1999.

 
«Социализация»

Цель: освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений через решение следующих задач: развитие игровой деятельности детей;

– приобщение к элементарным общепринятым  нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

– формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
 

Перечень

программ,

технологий, пособий

Л.А. Головчиц «Дошкольная сурдопедагогика», М., Владос, 2010.

Н.И. Белова «Специальная дошкольная сурдопедагогика», М.,«Просвещение»,  1985.

Е.В.Зворыгина «Первые сюжетные игры малышей», Просвещение, 2000.

А.В.Гришвина  «Игры-занятия с детьми раннего возраста с нарушением умственного и речевого развития», Просвещение, 1999.

 Л.А.Венгер  «Игры и упражнения для развития умственных способностей», «Просвещение», 1999.

В.Я.Воронкова  «Творческие игры старших дошкольников», М., «Просвещение»,  2001.

В.А.Стребелева «Игры и упражнения с детьми раннего возраста с отклонением в развитии», Полиграф Сервис, 2002.

Л.А.Венгер «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников», «Просвещение», 1999.

Г.Л. Выготская «Обучение глухих дошкольников в игре», «Просвещение», 1994.

А.К.Бондаренко «Словесные игры», «Просвещение», 1987.

 О.М.Дьяченко «Чего не бывает на свете», Школьная пресса,  2004.

 В.А.Степанова «Мы живем в России», Оникс, 2006.

З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова « Развивающие игры для детей дошкольного возраста».  Книга для воспитателя детского сада.- М., « Просвещение», 1991.

Е. И. Щербакова « Формирование взаимоотношений детей 3-5 лет в игре»,  М., «Просвещение», 1984.

 «Игры и развлечения», М., « Молодая гвардия», 1990.

Д. В. Менджерицкая «Воспитателю о детской игре», М., «Просвещение», 1982.

С. Л. Новоселова «Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста»,  М., «Просвещение», 1977.

А. Ануфриева, О. Митюкова «Игры и занятия для малышей», Горький, 1970.

А. К. Бондаренко, А. И. Матусик «Воспитание детей в игре», М., «Просвещение», 1983.

А.Н. Фролова «Игры-занятия с малышами», Киев, 1987.


 

«Коммуникация»

Цель: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

– развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

– развитие всех компонентов устной  речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

– практическое овладение воспитанниками нормами речи.
 

Перечень пособий и технологий

А.Н.Пфифенродт «Фонетическая ритмика», Владос , 2005.

М.Ф. Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения», «Просвещение»,  1999.

С.Е.Большакова «Формирование мелкой моторики рук», Сфера, 2005.

Ф.Ф.Рау «Методиа обучения глухих устной речи»,  «Просвещение», 2000.

О.Е. Громова «Формирование начального детского лексикона», М., «Просвещение», 2009.

 Н.Д.Шматко,  Т.В.Пелымская «Формирование устной речи у дошкольников с нарушением слуха», Владос, 2008.

А.Я.Мухина «Методика обучения чтению детей с недостатками слуха в дошкольном возрасте» , 2004.

С.Н.Теплюк  «Занятия на прогулках с детьми младшего возраста»,  Владос,  2003.

Б.Д.Корсунская «Воспитание глухого дошкольника в семье», М., «Педагогика», 1970.

«Познание»

Цель: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие детей через решение следующих задач:

– сенсорное развитие;

– развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

– формирование элементарных математических представлений;

– формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Перечень пособий (развитие речи, математика)

С.Ф.Иваненко «Формирование восприятия речи у детей с тяжелыми нарушениями речи», «Просвещение»,  2005.

«Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениеями речи (под ред. Ю.Ф. Гаркуши), М., 2008.

А.И. Максаков «Развитие правильной речи ребенка в семье», М., «Педагогика», 1978.

Е.И. Тихеева «Развитие речи детей», М., «Просвещение», 1981.

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи» (Младшая, средняя, старшая группы), «Просвещение», 1999.

«Развитие речи детей дошкольного возраста» (под ред. Ф.А. Сохина), М., «Просвещение», 1984.

«Занятия по развитию речи в детском саду» (под ред. О.С. Ушаковой), М., «Просвещение», 1993.

Н.В. Рыжова «Развитие речи в детском саду», Ярославль, Академия Развития, 2010.

О.В. Узорова, Е.А. Нефедова «Развитие речи в картинках», М., 2002.

Г.С.Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи», «Просвещение», 1998.

Л.А.Головчиц «Воспитание и обучение детей с нарушением слуха» ,Владос ,2001.

Л.П. Носкова, Л.А.Головчиц «Методика развития речи дошкольников с нарушением слуха» ,Владос,  2004

Б.Д. Корсунская «Методика обучения глухих дошкольников речи», М., «Просвещение», 1969.

 Н.Д.Шматко, О.О.Новикова  «Речевая ритмика для малышей», Советский спорт , 2003.

Н.Д.Шматко «Альбом для обследования речи дошкольника с нарушением слуха», Владос,  2000.

Н.Д.Шматко «Формирование устной речи у дошкольников с нарушеним слуха» ,  М., Владос,  2003.

Е.А.Янушко «Развитие речи у детей раннего возраста», М., Мозаика-Синтез, 2010.

Л.Н.Павлова  «Раннее детство: развитие речи и мышления», М., Мозаика-Синтез, 2008.

Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова «Логопедические занятия в детском саду», М., 2010.

 «Давайте поиграем»  (математические игры для детей 5-6 лет) под ред. А.А. Столяра, М., «Просвещение», 1991.

«А.А.Смоленцева «Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием»,  «Просвещение»,  2001.

Л.С.Метлина «Математика в детском саду»,  «Просвещение», 1984.

М.И. Моро, Н.Ф. Вапняр, С.В. Степанова «Математика в картинках», М., «Просвещение», 1985.

А.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка», М., «Просвещение», 1988.

«Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста, М., «Просвещение», 1989.

«Чтение художественной литературы»

Цель: формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:

– формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

– развитие литературной речи;

– приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Перечень программ и технологий.

Перечень пособий

Р.И.Жуковская «Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста», «Просвещение», 2003.

В.В.Волина «Занимательное азбуковедение», «Просвещение», 1999.

М.К., Боголюбская, В.В. Шевченко «Художественное чтение и рассказывание в детском саду», М., «Просвещение», 1966.

Б.Д.Корсунская «Читаю сам», «Просвещение», 1990.

Ф.Ф.Рау «Букварь» (подготовительный класс специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1 вида), «Просвещение», 1999.

О.Н.Земцова  «Умные книжки», Аттикс, 2007.

Е.Г.Речицкая,  «Солнечный зайчик»,  Владос,  2000.

«Музыка»

Цель: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:

– развитие  музыкально-художественной деятельности;

– приобщение к музыкальному искусству;

– развитие музыкальности детей;

– развитие способности эмоционально воспринимать музыку.
 

Перечень программ и технологий

Перечень пособий

 Программа «Музыкальное воспитание глухих дошкольников», «Просвещение»,  1997.

А.С.Кагарлицкая «Музыкально-ритмические движения», «Просвещение», 2002.

Г.И. Яшунская «Музыкальное воспитание глухих дошкольников», М., «Просвещение», 1977.

Е.З.Яхнина «Методика музыкально-ритмических занятий с детьми, имеющими нарушения слуха», М., Владос, 2003.

Н.А Ветлугина «Музыкальное воспитание в детском саду», Просвещение 2001.

«Художественное творчество»

Цель: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:

– развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

– развитие детского творчества;

– приобщение к изобразительному искусству.

Перечень программ и технологий.

Перечень пособий

Т.Г.Казакова «Развитие у детей творчества», «Просвещение», 2003.

И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в д/с» (все группы), Сфера, 2007.

Т.Г. Казакова « Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей, Просвещение, 1996.

Т.С. Комарова «Занятие по изобразительной деятельности в детском саду: Кн. для воспитателя дет.сада.- 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1999.

 Н. П Сакулина, Т.С. Комарова  «Изобразительная деятельность в детском саду » ( Пособие для воспитателей), М, « Просвещение», 1973.

Н.П. Сакулина «Обучение детей рисованию», « Просвещение» Москва, 1964.

Т. С. Комарова «Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию», М, «Просвещение», 1979.

«Обучение детей рисованию» (Пособие для воспитателей детских садов),  «Просвещение», Москва,  1972.

Т. Г. Казакова «Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников», М., « Педагогика», 1983.

Е. А. Данилова «Методика обучения рисованию, лепке и аппликации в детском саду», М., «Просвещение», 1971.

В. Б. Космин «Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду», М., « Просвещение», 1977.

Н. Б. Халезова, Н. А. Курочкина, Г. В. Пантюхина. «Лепка в детском саду», М., «Просвещение», 1978.

Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду», М., « Просвещение», 1991.

З. А. Богатеева «Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях», М., « Просвещение», 1986.

Конструирование
 

Перечень программ и технологий

 Л.В. Куцакова « Занятия по конструированию из строительного материала», М., 2006.

З.В.Лиштван «Игры и занятия со строительным материалом», «Просвещение», 1999.

Л.А.Садилова «Поделки из мятой бумаги»,  Сфера,  2009.

В. Г. Нечаева, Е. И. Корзакова «Строительные игры в детском саду», М., « Просвещение», 1966.

О.П. Гаврилушкина «Обучение конструированию»,  М., «Просвещение», 1991.

Развитие слухового восприятия и обучение произношению

Задачи обучения произношению:

  • создание у детей потребности в устном общении;
  • формирование внятной, максимально приближенной к естественной устной речи.

Содержание работы по обучению произношению: работа над речевым дыханием, голосом, звуками, словами и фразами. Работа над различными сторонами произношения ведется параллельно и включается во все индивидуальные и фронтальные занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению.
 

Перечень программ и технологий

Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика в школе и детском саду: Практикум по работе со слабослышащими детьми. – М.: Учебная литература, 1997.

Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика. – М.: Учебная литература, 2000.

Шматко Н.Д., Новикова О.О. Речевая ритмика для малышей // Методическое пособие с дидактическим материалом. – М.: Советский спорт, 2003.

Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Альбом для обследования произношения дошкольников с нарушенным слухом. – М.: Советский спорт, 2004. Методические рекомендации к альбому для обследования произношения дошкольников с нарушенным слухом. – М.: Советский спорт, 2004.

Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Если малыш не слышит… – М.:      Просвещение, 1995, 2003

Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом // Методическое пособие для учителей дефектологов и родителей. – М.: Владос, 2003.

Ф.Ф.Рау, Н.Ф. Слезина  «Методика обучения произношению в школе глухих», М., «Просвещенгие»Ф.А. Рау, Ф.Ф. Рау «Методика обучения глухонемых произношению», М., 1965.

Ф.Ф.Рау «Устная речь глухих», М., «Педагогика», 1973.

Э.И. Леонгард «Формирование устной речи и развитие слухового восприятия у глухих дошкольников», М., «Просвещение», 1971.

Л.П. Назарова «Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха», М., Владос, 2001.

К.А. Волкова, В.Л. Казанская, О.А. Денисова «Методика обучения глухих детей произношению», М., Владос, 2008.

А.Я. Мухина «Методика обучения грамоте детей с недостатками слуха в дошкольном возрасте», М., 1996.

Перечень пособий

«Выявление детей с подозрением на снижение слуха» (под ред. Г.А. Таварткиладзе, Н.Д. Шматко), М., Полиграф сервис, 2002.

Л.В. Управителева «Обучение грамоте в детском саду», Ярославль, Академия развития, 2006.

Л.Е. Журова «Обучение грамоте в детском саду», М., «Педагогика», 1978.

М.Ф. Титова «Усвоение глухими школьниками произношения слова при использовании дактильной формы речи, М., 1963.

А.И. Метт и Н.А. Никитина «Зрительное восприятие устной речи», М., 1965.

Дошкольное воспитание аномальных детей: Книга для учителя и воспитателя. /  Носкова Л.П., Соколова Н.Д., Гаврилушкина О.П. и др.; Под ред. Носковой Л.П. – М.: Просвещение, 1993.

Кузьмичева Е. П., Шматко Н. Д. Формирование речевого слуха и произно­сительных навыков у глухих дошкольников // Особенности развития и вос­питания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта / Под ред. Л. П. Носковой. — М., 1984.

Миронова Э.В. Обучение внезапно оглохших (детей и взрослых) восприятию устной речи: Учебно-методическое пособие. – М.: Институт учебника «Пайдейя», 2000.

Миронова Э.В., Сатаева А.И., Фроленкова И.Д. Развитие речевого слуха у говорящих детей после кохлеарной имплантации. // Дефектология, 2005, № 1.

Рау Ф. Ф. Устная речь глухих. — М., 1973.

Рау Ф. Ф. Слезина Н. Ф. Методика обучения произношению в школе глухих. — М., 1981.

Шматко Н. Д., Пелымская Т. В. Развитие слухового восприятия и обуче­ние произношению // Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л. П. Носковой. — М., 1993.

Яхнина Е.З. Методика музыкально-ритмических занятий с детьми, имеющими нарушения слуха: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. / Под ред. Б.П. Пузанова. –  М.: Владос, 2003.

А.И. Максаков, Г.А. Тумакова «Учите, играя», М., «Просвещение», 1979.

И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Развитие речевого восприятия», М., Мозаика-Синтез, 2007.

Л.И. Руленкова «Как научить глухого ребенка слушать и говорить», М., 2010.

О.В. Зонтова «Рекомендации для родителей по развитию слухового восприятия детей с нарушенным слухом», Санкт-Петербург, 2010.

И.В.Королёва «Кохлеарная имплантация и дети», Санкт-Петербург, 2010.


 


 


 

Категория: Калинина С.А. | Добавил: САКалинина
Просмотров: 1360 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0