С религией Ж.-Ж. Руссо предлагал знакомить молодых людей в
возрасте не моложе восемнадцати лет, так как, по его мнению, по-настоящему до
понимания Бога человек доходит лишь в зрелые годы, когда он уже в состоянии
понять, что именно он ищет в религии и сам может выбрать себе ту религию, к
которой влечет его разум. Ребенок в принципе не может иметь представления о
Боге, а лишь повторяет то, что внушают ему взрослые.
В последние десятилетия учеными актуализируется проблема
духовного и нравственного воспитания подрастающего поколения. Однако вопросы
духовного воспитания решаются плохо. Подлинный кризис российской
действительности видится в «угасании нравственности», в том, что «грубое
насилие и кровавые разборки стали привычным фактом нашей жизни», а главная причину
этого кризиса - в том, что «нет согласия в ценностях, на которых можно и нужно
воспитывать молодежь». Опора на религию, особенно на русское православие,
поможет духовному обновлению
Безусловно, речь не
идет о том, чтобы воспитывать детей глубоко религиозными. Знакомство с
религией, религиозной культурой подчинено целям социально-гуманитарного
образования и общего гражданского воспитания.
Сейчас во многих семьях отмечаются православные праздники
Рождество, Пасха и другие. Большинство ребят крещеные и носят крестики. Родственники,
а вместе с ними и дети ходят в храмы. Такая ситуация послужила поводом для
элементарного знакомства детей с религией. Стало необходимостью формировать у
детей с ограниченными возможностями слуха и интеллекта не только представления,
но и определенный словарь. С этой целью для ребят был приготовлен картинный
словарь по теме и проведен ряд экскурсий в храмы города Кирова. Надо заметить,
что неслышащие дети с ограниченными возможностями интеллекта без дополнительных
инструкций выполняют определенные ритуалы: мальчики при входе в храм снимают
головные уборы, а девочки покрывают голову, дети покупают свечи и ставят их к
иконам, в храме ведут себя спокойно, некоторые крестятся. Самое удивительное,
что в конце посещения храма у ребят возникает потребность и они спрашивают
разрешения купить иконы, приносят их в класс или увозят домой. Приезжая в школу
после зимних каникул ребята рассказывают не только о новогоднем празднике, но и
праздновании Рождества в их семьях. Нравится учащимся изготавливать пасхальные
яйца и открытки в подарок своим родителям. Ребята обращают внимание на лики
святых, изображенных на иконе и просят объяснить кто изображен.
|